Связаться со мной
Оставьте свои контактные данные для обратной связи
Нажимая на кнопку, вы даете согласие с политикой обработки персональных данных.
как помочь городу добром и не облажаться

Одесский практикум для дизайнеров

В августе 2015 в Одессе начался практикум, преподавателями которого, были арт-директора и дизайнеры Студии Артемия Лебедева. Задача мероприятия была, научится решать городские проблемы простыми решениями, не требующего миллионных бюджетов и отбивание порогов чиновников.
Инициатива пригласить Студию Артемия Лебедева в Одессу была у Ивана Лаптуги, который уже принимал в похожем проекте в Британской высшей школе дизайна. Благодаря ему и его партнерам, организация практикума, таки состоялась.

В течении двух месяцев, раз в неделю, в Одессу приезжали дизайнеры студии, с лекциями. При этом кураторы курса, Людвиг и Сергей, практически, жили в городе, помогая участникам курса в проектах.
Студия Артемия Лебедева
Одна из самых известных дизайн-студий на просторах русскоязычного мира. В студии работают более 300 сотрудников. Компания имеет большой опыт в разработке городских объектов дизайна и уличной навигации.

Сайт студии: artlebedev.ru
Британская высшая школа дизайна
Британская высшая школа дизайна (г. Москва) образована в 2003 году для обучения и профессиональной подготовки российских студентов по передовым международным образовательным программам в области искусства и дизайна.

Сайт школы: britishdesign.ru
Брендинговое агенство
Брендинговое агеество извесно своим партнерством с группой компании «Шустова», «Вина Гулиевых», «Французского Бульвара» думаю хорошо знакомы многим одесситам, так вот именно все что связанно с визуальным оформлением
Параллельно с практикумом был лекторий, удивило то, что на мероприятие приезжали не только с разных городов страны, но и с разных стран, привет солнечному Азербайджану). Запомнились лекции Людвига, тем что у него не было никаких презентаций и говорил без микрофона, несмотря на большую аудиторию.

Пара строк о преподавателях

В процесс обучения кроме лекторов и кураторов курса, была подключена практически вся студия, включая арт-директоров.
Сергей Стеблина
Дизайнер студии, человек-оркестр, в прошлом арт-директор одесского агенства «Мотто», в котором, кстати также работал, автор этих строк.
Людвиг Быстроновский
Арт-директоров студии, харизматичная личность, гигант мысли, некоторые участники лектория, приезжали на курс только ради встречи с Людвигом.
Тимур Бурбаев
Арт-директор студии, промышленный дизайнер и просто хороший человек, здорово помог во время практикума.
Таисия Лушенко
Шрифтовик.
Егор Жгун
Иллюстратор. Егор — автор московской схемы метрополитена.
Марк Родионов
Дизайнер, Марк разрабатывал навигацию для московского метрополитена.
Йосемитский национальный парк. Штат Калифорния. США
Думаю многим пользователям MacBook или iMac, хорошо знакома эта фотография. Это Гора Йосимити, очень популярное и известное туристическое место в штатах.

Какое отношение она имеет к практикуму, спросите вы. Все дело в истории. Истории силы одного человека. Когда об этом месте мало кто знал, о нем мало что писали в путеводителях, и только лишь благодаря усилиям одного путешественника-одиночки, это место стало очень популярным среди американцев.

Сейчас в парке построена отличная инфраструктура, благодаря которой можно увидеть впечатляющие виды на горы, водопады и ущелья.

Невероятно, но это все было сделано, благодаря всего одному человеку. Эту историю еще в самом начале рассказал нам Людвиг. Именно с этой истории начался наш практикум, положив начало для наших проектов.

Процесс работы

Курс вместо заявленных двух месяцев растянулся на год, и продолжается до сих пор, но уже в немного другом формате. Самым сложным этапом, оказалось реализация и тестирование своих идей. Многие проекты так и не дошли до финала, а их было около десятка на каждого участника.
Формат практикума был простым. Есть проблема — есть дизайн-решение, которое нужно протестировать в реальности. Если идея не сработала, поиск новой идеи. Лучшие решения уже дорабатываются совместно с Людвигом или Сережей.
Казалось бы все просто, город изуродован рекламой, на те указ о запрете рекламы, нет транспортной навигации, вот, смотрите, какие указатели придумали. Примерно так и было в начале, идей хоть отбавляй, начиная от амбиций галактического масштаба, заканчивая до более приземленных и очевидных.

Нужно было придумать решение, которое можно реализовать очень дешево и красиво, при этом, не утратив свою функциональность. Было еще ограничение, в виде оригинальности идеи, с этим было сложнее, так как, что не придумай, наверняка, уже где то там, на том конце глобуса, эту идею уже придумал, некий Дон Педро из Гватемалы.
Придумать идею? Запросто! Реализовать, невозможно.
Самый легкий этап в практикуме это было генерация идей, каждый день копилка с идеями пополнялась с весьма интересными, местами абсурдными и забавными решениями, но наша цель была, как можно больше предложить вариантов, чтобы потом, было из чего выбирать.
Меня впечатляли идеи других участников, это были откровенно сумасшедшие и забавные идеи, например показывать персонажей на углу дома, в честь которых они названы или превратить будки с электро-оборудованием в зеленые объекты города из плюща или винограда.
Мутация идей и реализация
Очень часто, были ситуации, когда один придумал идею, второй доработал, третий ее реализовал, бывало что, придумали одну идею, а она трансформировалась в совершенно другую.
Самое неприятное было, когда решение, на которое было потрачено столько сил и энергии в результате оказывалось слишком дорогим в реализации, не решало свою задачу, или вообще его невозможно было реализовать.

Заявленные 2 месяца хватило лишь на то чтобы придумать решения и начать их реализацию. После этого было долгих 10 месяцев работы, иногда казалось что этот практикум, никогда не закончится.
Первые идеи были, очень амбициозны. Например, разработка транспортной навигации в городе
Работа с городом
За время проекта, в итоге оказалось что 50% всей работы занимала именно коммуникация и встреча с людьми, которые управляют департаментами в городе и без компетенции которых было невозможно делать что либо.
Для меня самым сложным испытанием была именно коммуникация с чиновниками, поиск людей которые мне могут помочь и ожидание встречи с нужными людьми. Это отнимало достаточно времени, например только одна встреча с директором городского хозяйства могла занять полдня, но со временем выработался навык, все делать быстрее и резче, и никуда больше не ходить.

После общения с чиновниками, было стойкое ощущение, что они живут своей работой и судя по зарплатам это больше хобби нежели работа, хотя возможно я ошибаюсь).

По большому счету, когда узнают о том что мы проектируем, что-то для города, чтобы решить какие то проблемы, то никаких проблем, с удовольствием готовы обсудить и помочь, экспертизой, само собой.

Результат

Для меня самый важный результат, это уверенность в том, что можно сделать что то своими руками, найти быстро нужных людей и решить оперативно любой вопрос, протестировать идею и не тратить на это много сил и денег. Проекты были разные, и в целом для меня важно было научится по другому мыслить и воплотить свои давние амбиции в реальность
Из сотен идей и концептов, которые были в самом начале проекта, выжили всего несколько решений, после 2-х месяцев практикума, многие поняли что этим все не закончится, и это надолго, поэтому в финале после года работы, нас было всего несколько человек, которые завершили до конца, а некоторые работают еще до сих пор над ними.

Я очень рад что познакомился с замечательными людьми и нашел единомышленников, возможно для новых проектов.
Решение позволяющее защитить коллонаду Воронцовского дворца от нелегальных художников
Наклейки глаз, указывающее направление на ближайший памятник в городе
Модульные скамейки с USB-модулями и с системой подсветки
Иконки используются на любых носителях и в тех местах, где они способны помочь сориентироваться в пространстве. Графика основана на сочетании штрихов и световых пятен.
Указатели для пожарников, с указанием технических особенностей и расположения люков.
Карта улицы с указанием заведений, что где находится.
Мои проекты
Таблички информируют кому звонить в случае поломки скамейки или урны на своей улице, а также помочь городским департаментам вести учет всех объектов которые они обслуживают.
Схема показывает в каком ты районе города находишься и чем добраться с текущей остановки в другие районы.
Made on
Tilda